РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

Image

Эта группа предназачена для деток от 8 месяцев до 3 лет с родителями (папа, мама или любой другой близкий человек).

Занятие проходит в просторном помещении, оборудованном монтессори-материалом с участием профессионального педагога- Монтессори. Монтессори – среда создана специально под возраст деток до 3 лет и включает в себя различные зоны развития.

Image

Основная задача Группы Тоддлер  -  это развитие у ребенка самостоятельности и возможность находится без родителей в группе с другими детками, чувствуя себя при этом комфортно и спокойно.

Ребенок, начавший посещать группу без мамы, со временем обретает способность к самообслуживанию, узнает, как можно попросить о помощи, если есть в этом необходимость, учится взаимодействовать с разными детками в процессе коллективных занятий и игр. Малыш адаптируется к тому, что иногда нужно дождаться своей очереди в играх или в работе с материалом. При этом  у малыша развивается способность в саморегуляции собственных эмоций при поддержке педагога.

Image
Image

В этой группе занимаются детки разных возрастов от 3 до 6 лет. Они учатся общаться в естественной обстановке, помогают друг другу в работе с материалом, в играх и на прогулках. При этом каждый выбирает себе то занятие, которое ему будет по силам и доступно по развитию собственного возраста.

Монтессори-программа для детей от 3 до 6 лет нацелена на гармоничное, комплексное развитие и знакомство ребенка с окружающим миром.

Когда мы говорим о раннем развитии, то имеем в виду помощь ребенку в том, чтобы весь его потенциал был задействован. При этом важно понимать, что «развить» своего ребенка извне – невозможно. Развиваться каждый будет сам, а мы – создаем условия. Ведущая роль в раннем развитии принадлежит самому ребенку – внимание малыша нельзя удержать насильно. Метод Марии Монтессори предлагает подход, при котором ребенок сам выбирает себе занятие в специально подготовленной для этого среде. Что при этом главное для взрослого? Наблюдать, стараться понять, поддержать, показать как. Для ребенка важна атмосфера безопасности и порядка, безусловного принятия, любви. В такой обстановке он активно накапливает опыт. Раннее развитие невозможно, если взрослый подавляет импульсы ребенка к самостоятельному действию. Поэтому девиз Монтессори-педагогики подслушан у детей: «Помоги мне это сделать самому!»

Монтессори-группы "Вместе с мамой"

Группы "Вместе с мамой" для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающие с использованием Монтессори-метода, были созданы Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2000 году. В 2004 году в газете "Детский центр со всех сторон" Программа работы таких групп была опубликована.

В основе - представления Марии Монтессори о законах естественного, раннего развития детей, о впитывающем разуме и сензитивных периодах развития. В соответствии с этим построена и специально подготовленная среда для детей до 3 лет.

Она включает в себя следующие зоны:

  • развития общих движений (крупной моторики),
  • понимания причинно-следственных связей (перехода к деятельности),
  • сенсорного развития,
  • упражнений с водой,
  • развития мелкой моторики,
  • развития речи,
  • творчества.

Все используемые нами материалы, в том числе и вновь созданные, отвечают требованиям к Монтессори-материалу; они всегда имеют точную цель и алгоритм деятельности, соответствуют возрастным потребностям детей, имеют способ самоконтроля и возможность усложнения задачи. Модульное оборудование позволяет даже самым маленьким детям активно работать по подбору пар, построению ряда, развивать зрительно-моторную координацию, работу рук, память, концентрацию внимания.

Обычно занятие в группе продолжается 1,5 часа. Большая часть этого времени - свободная работа ребенка в сопровождении педагога (и близкого взрослого). Слово "работа" подразумевает 5 этапов деятельности: выбор, подготовку материала и рабочего места, выполнение основного алгоритма (или упражнения), контроль ошибок, уборку. Основные действия педагога во время свободной работы - показ презентаций, упражнений, проведение трехступенчатых уроков.

Часть времени посвящена коллективным занятиям на кругу с использованием музыкальных и пальчиковых игр. Это могут быть игры-приветствия, игры на эмоционально-тактильный контакт мамы и ребенка (в т.ч. массаж), игры на выполнение вербальных инструкций, игры на ассоциативные действия (в т.ч. пальчиковые), игры на повторение тестовых движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, ритуал прощания. Главные правила наших групп очень просты и понятны: " Все, что хочешь, можно взять, поработать и убрать", "Мы друг другу не мешаем, если просят - помогаем".

Группы 3 - 6

Ассоциация Монтессори- педагогов России (АМПР) разработала стандарты для групп 3-6, исходя из работ Марии Монтессори, опыта зарубежных коллег и успешного опыта работы российских Монтессори-педагогов.

СТАНДАРТЫ АМПР

1. Разновозрастность. В группе одновременно находятся дети в возрасте от 3 до 6,5 лет.

2. Количество детей, одновременно стабильно посещающих группу, от 15 до 25 человек.

3. Специально подготовленная среда оборудуется Монтессори-материалом.

Она включает в себя следующие разделы:

  • Упражнения в практической жизни
  • Сенсорика
  • Математика
  • Русский язык
  • Космос

Подробнее об этих разделах Вы можете узнать в разделе Педагогика Монтессори.

4. Основной формой деятельности детей в группе является СВОБОДНАЯ РАБОТА. Её продолжительность – не менее 1,5 – 2 часов в день с предоставлением детям права выбора всех материалов.

5. Во время свободной работы в группе находятся два Монтессори-педагога.

6. Квалификация Монтессори-педагога предполагает широкий кругозор, подготовку в соответствии с содержанием курсов АМПР, умение работать с детьми индивидуально – проводить презентации Монтессори-материала и трехступенчатые уроки. А также использовать работу в маленьких группах – упражнения и коллективные формы общения с детьми на кругу.

7. Ежедневные наблюдения во время Свободной работы фиксируются педагогами и регулярно обобщаются индивидуально для каждого ребенкаю

8. Полное взаимодействие с родителями по всем вопросам жизни групп и воспитания детей.

9. В группах полного дня детям в свободное время обеспечивается пространство для игр и активного движения.

10. Главным критерием успешности работы Монтессори-группы является нормализация поведения и гармонизация внутреннего состояния детей в группе.

Почему Монтессори-группы разновозрастные?

Методика Монтессори позволяет вместе находиться детям от 3-х до 6,5 лет. Мария Монтессори считала, что у них общая возрастная задача – построение самих себя через активную самостоятельную деятельность, получение опыта саморазвития и самообучения. Такая организация детской жизни полностью исключает формальное соревнование. Как в большой семье - малыши учатся у старших, а старшие заботятся о младших.

Разновозрастность в Монтессори методике

Когда в группе есть «прослойки» детей одного возраста, то они быстро объединяются по интересам, с удовольствием работают в парах. Но так как интересы детей разного возраста отличаются, то и в среде группы они распределяются равномерно, не возникает споров из-за материала – пока старшие читают и пишут, четырехлетки спокойно работают с сенсорными материалами, а малыши осваивают УПЖ. Конечно, это разделение условно. Но все дети хотят быть успешными и выбирают занятие себе по силам. При этом они имеют возможность наблюдать за работой друг друга, видят в работе разные материалы, в следующий раз часто выбирают для работы то, что делал сосед.

Каждый год выпускники покидают группу – в школу уходят 4-5 человек, на их место приходят малыши, но при этом сохраняется основной состав, преемственность, атмосфера и правила группы.

Сколько детей должно быть в группе, работающей по методу Монтессори?

Это во многом зависит и от площади группы, и от квалификации педагогов. Но оптимально количество от 15 до 25 человек при площади рабочей среды от 50 м. Такое наполнение разновозрастной группы обеспечивает детям возможность иметь друзей-сверстников (4-6 человек), постепенно получать опыт социального взаимодействия с теми, кто немного старше и младше, получать достаточную поддержку от педагогов в освоении Монтессори-материала, и при этом ребенок видит, что учитель не всегда может подойти именно к нему и сидеть рядом. Это хороший стимул для ребенка поработать самостоятельно. При меньшем количестве детей трудно выдержать возрастной баланс и соотношение в группе мальчиков и девочек, сложно поддерживать рабочую атмосферу – слишком мало материала для наблюдения детьми работы друг друга. При количестве 10 человек два «ненормализованных» ребенка срывают работу всех остальных.

Если же детей больше, то возникают проблемы с количеством времени, которое может уделить педагог каждому ребенку. А ведь по методике Монтессори малышам надо показывать много презентаций, а старшие дети требуют особого внимания, стоит что-то упустить - и может возникнуть «дырка в понимании», которая не даст ребенку двигаться дальше. Педагог не может спешить и торопить ребенка, есть длинные презентации, которые надо показать не прерываясь. Если детей слишком много, то и выбор материала сразу ограничен, ребенок вынужден брать не то, что ему сейчас важно, а то, что свободно.