РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МОНТЕССОРИ

Мы уверены в том, что каждый ребёнок – это уникальная, неповторимая личность, со своим планом и способом развития и познания окружающего мира, поэтому для развития ребенка нами выбрана система Марии Монтессори, принципы которой лежат в основе работы нашего детского сада.

Организованная и продуманная взрослыми Монтессори-среда наполнена материалами, каждый из которых имеет свои цели и задачи, позволяющие развиваться ребенку в своем собственном темпе и отвечающие всем его возрастным потребностям.

Открывая наш детский Сад мы ставили перед собой следующие цели:

  • Детский сад «Домра»– это место, где создана комфортная дружественная обстановка, в которой дети чувствуют себя свободно, познают мир с радостью, им хорошо и весело. В уютной теплой атмосфере процессы развития и познания окружающего мира проходят радостно, легко, непринужденно. Все это позволяет достичь отличных результатов.
  • Детский сад «Домра»– это место, где родители уверены в профессионализме преподавателей, где забота и уважение – главные принципы общения с детьми.
  • Детский сад «Домра» - это место, где работают люди, увлеченные своим делом, где все взрослые действуют в интересах ребенка, где царит атмосфера доверия между сотрудниками, детьми и родителями.

Что может дать пребывание в развивающей среде Монтессори?

  • Внутреннюю мотивацию к развитию и обучению.
  • Способность принимать решения и действовать самостоятельно.
  • Умение совершать выбор, основываясь на собственных потребностях.
  • Способность концентрироваться на выполняемой работе.
  • Уверенность в собственных силах.
  • Позитивную самооценку.
  • Уважение к самому себе и другим людям.
  • Коммуникативные навыки.
  • Ответственность.
  • Трудолюбие и усидчивость.

Режим работы детского центра:

  1. Завтрак с 8.30 до 9.00
  2. Свободная работа в Монтессори-среде с 9.00 до 12.00
  3. Фруктовый завтрак с 12 до 12-30.
  4. Прогулка с 12-30 до 13-15
  5. Обед с 13-15 до 14-00
  6. Отдых 14.00 до 15.30
  7. Полдник с 15.30-16.00
  8. Дополнительные занятия.

Монтессори-центр для Вашего ребенка:

  • это психологически комфортная обстановка, с доброжелательными, поддерживающими, принимающими взрослыми;
  • это возможность стать самостоятельным;
  • это опыт социума, опыт  взаимодействия с младшими и старшими;
  • это возможность научиться понимать себя, свои потребности, научится делать выбор, принимать решения;
  • возможность научиться ухаживать за собой и окружающим миром, развить свои органы чувств, научиться чтению, письму, счету легко без принуждения, когда сам готов к этому;
  • это возможность сказать: Детство- это здорово!:)

Почему Монтессори?

Эта программа развития детей выбрана нами не случайно: методика Монтессори – одна из немногих систем воспитания, охватывающая все стороны личности ребенка. Она затрагивает и эмоциональное развитие ребенка, и речевое, и интеллектуальное. Эта система глубоко гуманна, так как опирается на физиологическое и психологическое развитие детей, учитывает их возрастные особенности, что особенно важно в дошкольном возрасте.

Развитие по методике Монтессори позволяют ребенку приобрести свой собственный опыт через действие, при мудрой поддержке взрослого. Удивительно, но при спокойной свободной работе у ребенка появляется желание познавать мир вокруг себя.

В созданном для детей пространстве, в котором размещены Монтессори-материалы, нет случайных предметов. Каждый предмет предназначен для решения определенных задач, способен чему-то научить ребенка.

Чем отличается методика Марии Монтессори от других программ развития детей?

  • Методика Монтессори основывается на уважении и приятии личности ребенка, как индивидуальности со своим темпом и особенностями развития.
  • В методике Монтессори взрослый играет особую роль. Он выступает как помощник и образец. Большую часть времени наблюдая за деятельностью ребенка, позволяет ему самому справляться с трудностями, самостоятельно делать открытия. Но в нужный момент взрослый может и должен заинтересовать ребёнка, показать что-нибудь новое, определить ближайшую зону его развития.
  • Пребывание в развивающем пространстве, организованном по принципам Монтессори предполагают свободную работу с Монтессори-материалами. Это значит, что у ребенка есть возможность выбора материала, продолжительности работы с ним, места работы и партнера.
  • Разновозрастные группы – вместе могут находиться дети от 2,5 до 6-7 лет. Как и в жизни, младшие дети тянуться за старшими, старшие заботятся о младших, помогают им.
  • Развивающая среда – это Монтессори-класс, в которой четко, логически обоснованно расположен проверенный временем материал. Монтессори-материалы расположены по зонам, которых в группе пять: упражнения практической жизни, сенсорная зона, математическая, языковая и зона космоса. Материал расположен от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
  • Никакое сообщество людей не может обходиться без правил. Они принимаются и в Монтессори-группе. Их немного, они четкие и часто принимаются совместно с детьми. Например, такие: «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем»; «Взял материал, поработал, убери на место»; «Когда один человек говорит, другие слушают».

Зоны организации развивающей среды для детей:

Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.

Материалы для общеподготовительных упражнений: это все, что связано с переливанием, пересыпанием, вкладыванием, ношением предметов. А также открыванием, закрыванием, завинчиванием. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.

Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе: к ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.

Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире: мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и  живыми цветами.

Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.

В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп:

Материалы для развития зрения: для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями.

  • Для развития цветового зрения - коробки с цветными табличками.
  • Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триномиальные кубы.

Материалы для развития осязания: Для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.

Материалы для различения температуры и теплопроводности: Тепловые баллончики и тепловые таблички.

Материал для развития барического чувства (различения веса): Весовые таблички.

Материал для развития вкуса: Вкусовые баночки.

Материал для развития обоняния: Коробочки с запахами.

Материал для развития слуха: Шумящие цилиндры, колокольчики.

Поработав с сенсорным материалом, и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые Монтессори-материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу. 

Монтессори-материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучения состава и свойств чисел первого десятка: Числовые штанги, шершавые цифры, “веретена”, цифры и чипсы.

Материал для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел: Банк золотого материала с набором карт-символов, игра с марками.

Монтессори-материал для освоения порядкового счета до ста: Доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами.

Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления: Игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

Эта зона в Монтессори-среде посвящена "космическому" воспитанию. Она помогает ребенку создать для себя целостную картину мира. 

Монтессори-материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Этому помогает различные предметы для ношения и движений по «линии».

Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.

В зоне Русского языка малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Материал для расширения словарного запаса: Предметы и классификационные карточки с обобщением.

Материал для развития фонематического слуха: Наборы мелких предметов, звуковые игры.

Материалы для подготовки руки к письму: Металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.

Материал для знакомства с письменными буквами: Шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.

Материал для написания слов: Большой подвижный алфавит.

Материал для чтения: Серии из карточек, наименований предметов, списков слов, предложений, книжек.