Содержание
- Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?
- Монтессори-материал
- Значение упражнений в практической жизни в Монтессори-группе
- Сенсорика в Монтессори-группе 3-6
- Математика по методу Монтессори для детей 3-6 лет
- Русский язык в Монтессори-группе для детей 3-6 лет
- Зона космоса
- Свободная работа
- Содержание курсов ассоциации Монтессори-педагогов россии
- Методы работы Монтессори-педагога
- «Круги» в Монтессори-группе: опыт 20-летней практики
- Наблюдения в группе
- Нормализация
Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь - двух одинаковых жизней не бывает.
Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.
Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. Этим занимаются и дети в Монтессори группе. Каждый выбор имеет свои последствия, это - неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться и что является мотивом для следующего выбора. Строго говоря, мотивов всего два - страх и любовь.
Выбор, организуемый любовью, продуктивен, именно он ведет к самореализации и развитию ребенка. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру... Выбор, продиктованный страхом - разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх - страх оценки, ошибки, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты каких-либо материальных благ…Монтессори-педагогика предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе.
Умение делать выбор, продиктованный любовью - прямой путь к свободе. К самой большой свободе - свободе внутренней. Выбор без страха - всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Дети учатся этому, свободно выбирая работу с Монтессори-материалом.
Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям. Чем мы занимаемся, используя методику Монтессори? Передаем им свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? И возможно ли первое вообще? На что мы "толкаем" своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли ребенок рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даем ли мы возможность ребенку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим способности ребенка к саморазвитию и самообучению - именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными, умеющими делать самостоятельный выбор, детьми?
Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребенке - маленькое слабое тело, или огромные внутренние силы, руководящие развитием человека. Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.
Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против природы человека, а наоборот - следовать ей, помогая ребенку стать самим собой.
Мария Монтессори нашла способ, как это сделать, и оставила его нам в наследство.
Мария Монтессори продолжила разработку идей Эдуарда Сегена и создала специальные пособия для развития детей. Этим продолжают заниматься и её последователи. Это ни в коем случае не хаотичный набор игрушек и случайных предметов.
Требования к Монтессори-материалу особые, всё, что стоит в Монтессори-группе – взаимосвязано и образует единую автодидактическую и развивающую среду. Она охватывает все этапы развития ребенка – от упражнений в практической жизни ( освоение бытовых навыков) через развитие сенсорного восприятия и логики к освоению математики и языка. Каждый из материалов рассчитан на самостоятельное ( после презентации) использование ребенком. Они красивы, точны и экологичны, имеют точный алгоритм, выполнение которого приводит к ожидаемому результату. При этом всегда есть способ самоконтроля ( поиск и исправление ошибок совсем не дело взрослого). С большинством материалов возможны и упражнения, которые позволяют усложнять задачу, проявлять фантазию, получать новый опыт и навыки.
В методе Монтессори большинство материалов для упражнений в практической жизни имеют своей целью совершенствование произвольных движений, помощь ребенку в обретении самостоятельности. По сути, это те предметы, которые окружают ребенка в быту. Но у них есть и косвенная цель – тренировка внимания, развитие памяти, усвоение правил. Всё это очень пригодится ребенку, когда он начнет работать с сенсорными материалами.
Работа с материалами для сенсорного развития – это подбор пары по сенсорному признаку, построение сериационных рядов, игры на расстоянии для тренировки разных видов памяти, сложные построения с учетом разных параметров.
Математический материал для детей 3-6 лет делится на 4 группы – для освоения счета в пределах 10, для работы в десятичной системе, для последовательного счета до 1000, для запоминания табличных результатов арифметических действий.
Материалы по русскому языку позволяют расширять словарный запас с классификацией, готовить к письму слух, руку и зрение, научиться писать и читать.
Сама Мария Монтессори называла свои пособия «материализованными абстракциями». Используя их ребенок, как по ступенькам, поднимается от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. И успехи детей поразительны! Многие дети, которые учились по методике Монтессори. действительно к 6 годам прилично пишут и читают, решают примеры и задачи с многозначными числами, но не это же главное! Монтессори-материал позволяет детям научиться учиться и получать удовольствие от саморазвития и самообразования.
Значение упражнений в практической жизни в Монтессори-группе
УПЖ – это первый раздел в Монтессори-среде 3-6, который встречает детей у входа в группу. В чем его особенность и важность?
Мозг человека в первые годы жизни должен включиться в работу. Появляются всё новые и новые клетки, должны построиться миллионы новых связей в коре, которых при рождении не было. Он должен научиться запоминать, управлять произвольными движениями, обрабатывать сенсорную информацию, поступающую от органов чувств, абстрактно мыслить. Но всё по порядку. Сначала – движение.
Мы знаем об определенных сензитивных периодах, когда ребенок, повинуясь внутренним импульсам, проявляет разные виды активности. Эти периоды не случайны, они дают ребенку шанс приспособиться к миру, завоевать самостоятельность. Сделать это ребенок сможет только через собственный опыт. Связи в коре головного мозга нельзя сформировать извне. Поэтому для ребенка 2-4 лет должны быть доступны те виды деятельности, которые помогут ему при многократном повторении автоматизировать навык. (Ведь взрослые не думают о том, как взять ложку, обуть тапки, как держать ручку и т.п.) Когда мы говорим о доступности, то понимаем такую организацию предметного пространства, при которой материал манит к себе ребенка. Здесь всё удобно, всё по размеру, красивое и интуитивно понятное. Многое он видел у себя дома – этим пользовались взрослые. Но в Монтессори-группе это не просто набор нужных в быту предметов, каждый материал имеет точное назначение и точный алгоритм работы. Часто ребенок видит в материале только одну –прямую – цель. А педагог знает, что есть и косвенный эффект. В методе Монтессори УПЖ это еще и координация движений, пресловутая мелкая моторика, тренировка внимания и памяти.
Материалы и упражнения в зоне УПЖ можно разделить на несколько групп: общеподготовительные, по обслуживанию самого себя, по уходу за окружающей средой, особые виды движения и социальные навыки. Рассмотрим отдельно каждую группу и те возможности, которые она дает.
Общеподготовительные упражнения. Внешне всё просто – пересыпать зерно, перелить воду, перенести стул, коврик и т. д. А что же в это время меняется в опыте ребенка и в нем самом?
Посмотрим изнутри, детально на процесс самостоятельной деятельности (хотя бы на примере переливания воды из кувшина в кувшин).
1. Сначала выбор. Это очень важный момент. Надо прислушаться к себе и решить – а я хочу это делать? А как это делать? А у меня получится? Но я же видел, как это делал Ваня, это так просто, я тоже смогу. (Мыслей о том, что это упражнение позволит развить некие навыки, даст возможность потом самому себе наливать сок, контролировать последовательность действий, тренировать внимание, мускулатуру рук, умение ставить задачу и контролировать ошибки у ребенка, конечно, нет.)
2. Подготовка к работе. Теперь надо взять поднос с полки и перенести на стол. Страшновато. Кувшины стеклянные, один тяжелее другого, в одном вода, по подносу едут, может всё упасть, разлиться и разбиться. Но очень хочется. Нужно взять, поднять и нести. Руки напряжены. Куда смотреть – на поднос или туда, куда идешь? Не наткнуться ни на кого другого или на стул. Не занято ли еще место на столе? Донес. Поставил. Всё цело. Уже устал.
3-4. Выполнение основного алгоритма и контроль ошибок. Педагог, когда показывал, убирал губку с подноса и клал её слева. Не помню зачем, но на всякий случай сделаю так же. Как переливать? Кувшин держать двумя руками? Кажется, что надежнее, если приставить носик к другому кувшину. И резко перевернуть. Пробую. Вода пролилась. А у педагога не проливалась. Что не так? Что делать с водой? Ошибка это плохо или ничего страшного? А может никто не видел? Быстро отнести всё на место или вытирать? Где губка? Где тряпочка? Кувшины выставил на стол, вытираю поднос. На столе от кувшинов теперь тоже вода. Вытираю стол. Ставлю кувшины на поднос. Теперь и на подносе опять мокро. Надо было вытирать дно. Вытираю. Всё сухо. Теперь налить еще воды в кувшин и попробовать еще раз. Поднять кувшин повыше. Журчит! Перелил. Пусто. Проверяю поднос – сухо. Получилось! Повторяю еще, и еще, и еще.
5. Уборка. А теперь вспомнить, где это стояло. Помню. Надо отнести обратно. Аккуратно, не уронить. Донес. Поставил. Всё, можно передохнуть.
Это было одно из самых простых действий. А некоторые мамы, когда узнают, что сегодня их ребенок в основном переливал, спрашивают: «А что-нибудь полезное он сегодня делал?».
Результатом освоения общеподготовительных упражнений будет бесценный опыт концентрации внимания, послушные руки, память, которая позволяет запоминать всё более сложные алгоритмы, вера в себя и готовность к более сложной работе.
Обслуживание себя – это умение одеваться и раздеваться (а значит, расстегивать и застегивать, развязывать и завязывать, выворачивать и складывать, помнить что за чем), мыть руки (как врачи!), сделать себе салат или бутерброд, почистить апельсин или налить суп, накрыть на стол. У взрослых это всё получается как-бы само собой. А сколько раз эти действия нужно сделать ребенку, чтобы почувствовать, что всё самое необходимое для жизни, он уже умеет делать сам? А ведь речь идет не о чём-нибудь, а о самостоятельном удовлетворении базисных потребностей первого уровня, фундаменте всего последующего развития. Поэтому делает всё это ребенок столько раз, сколько ему это нужно. Никуда не спеша. Получая удовольствие от процесса и от осознания, что «Я это могу!».
Но ведь надо еще и заботиться об окружающем мире! Так говорят взрослые. А ребенку просто очень хочется стирать, мыть посуду, гладить настоящим утюгом, сметать чудесный мусор из лепестков роз сначала в кучку к метке, а потом на совок…А также можно поливать цветы, ухаживать за животными, пришивать пуговицы, вышивать, чистить обувь, полировать металл, забивать гвозди, да мало ли чего еще!
А в стирке, например, уже 36 последовательных действий. И ребенок вспомнит их все, если материал ему поможет. Цвет всех предметов должен говорить: «Я отсюда!». Последовательность их расположения на столе и под столом тоже важна. Ведь все эти фартуки, кувшин и миски, мыльницы и мыло, губка и щетка, корзинки для белья, прищепки и полотенце, ведро и тряпка должны быть использованы в определенном порядке. И уборка после стирки занимает времени и сил больше, чем сама стирка. Взрослым важно помнить, что ребенок стирает не для того, чтобы выстирать. И моет посуду не за тем, чтобы вымыть. Процесс для ребенка важнее видимого результата. Ведь постирать можно и в машинке, а вот так развить память, внимание, моторику , волю и поднять собственную самооценку с помощью стиральной машины не получится!
Отдельно хочется сказать про социальные навыки. Где еще им формироваться, как не в разновозрастной группе? Ведь здесь каждый день надо договариваться, наблюдать за другими, учится у них, обращаться за помощью и помогать, если просят. Здороваться и прощаться, помнить всех по именам. Быть дежурным на кругу и «рулить» всей группой – это очень ответственно и волнительно. Очень хочется и первый раз очень страшно. Но ведь это и есть повседневная жизнь в мире людей, где каждый раз меняются социальные роли и нужно уметь приспосабливаться к разным людям. Помогают в этом правила группы. Они основаны на уважении к каждому и не запрещают, а разъясняют, как себя вести. «Всё, что хочешь, можно взять, поработать и убрать»; «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем»; «Если коврик на пути – коврик нужно обойти»; «Мы работать можем сами, с педагогом и с друзьями»; «Чтоб работать вместе дружно, договариваться нужно».
Методика Монтессори подразумевает и еще один раздел УПЖ – особые виды движения. Конечно это движения на линии, которые так нравятся детям. Понаблюдайте за детьми на улице или в метро: когда ребенок видит бордюр, или клетки плиток, или линии - он начинает идти по ним, перепрыгивать, перешагивать, наступать на каждую и т.д. Поэтому в группе есть линия в виде эллипса. Мы двигаемся по ней под музыку. Меняется ритм и вместе с ним движение. Еще можно носить при этом разные предметы – в руках, в ложке, на голове и т.д. Такие упражнения очень важны для контроля за координацией общих движений, для умения соотносить свои движения с движениями окружающих. Кроме общих упражнений на кругу особые виды движения «спрятаны» и в работе с различными материалами раздела УПЖ. Среди них есть движения важные с точки зрения подготовки руки к письму – вращательные движения кисти, захват щепотью и пинцетный захват, вращательные движения пальцев, сжимание с усилием и т .п. И есть движения и действия, имеющие терапевтический эффект. Для детей со спастикой кисти руки и тревожностью важны упражнения с погружением руки в чечевицу. Для детей с повышенной возбудимостью важно научиться дуть на свечку, через трубочку в воду, а потом и в мыльный раствор. (Когда ребенок долго выдыхает, в крови становится больше углекислого газа и перевозбуждение снимается.) Перекрестные движения рук (например, при работе с рамкой-шнуровкой или бантами) важны для взаимодействия правого и левого полушария головного мозга. Упражнения с разделением целого на части (просеивание, сортировки, раскладывание бусин) влияют на будущую способность к аналитическому мышлению.
Для педагога, работающего по методу Монтессори очень важно «за деревьями видеть лес». Всё значительное начинается с мелочей и от того, насколько ребенок успешен в освоении УПЖ, во многом зависит его успешность в освоении сложных учебных материалов, желание не останавливаться на достигнутом, жажда новых знаний и нового опыта.
Сенсорика в Монтессори-группе 3-6.
Материалы для развития и утончения восприятия различных органов чувств составляют центральную часть любой Монтессори-группы – зону сенсорики.
Значение этой зоны трудно переоценить – сензитивный период сенсорного развития охватывает почти всё время пребывания ребенка в группе 3-6. Сенсорные материалы разбиты на несколько групп, в соответствии с воздействием на разные органы чувств ребенка. Поэтому к ним предъявляются особые требования: изоляция одного признака в базовых материалах, наличие способа контроля ошибок, возможность построения точного алгоритма первичного использования и почти бесконечные возможности усложнения задачи с целью утончения восприятия. Сначала материалы для зрительного различения размеров – блоки с цилиндрами (их 4, и в каждом – своя закономерность изменения размеров цилиндров), Розовая башня (10 кубиков с размерами ребра от 1 до 10 см), Коричневая лестница – эталоны толщины, Красные штанги – эталоны длины. Зрительно можно еще различать формы и размеры геометрических тел – для этого есть Геометрический комод, а в нем на 7 подносах 37 разных рамок-вкладышей и 111 карточек к ним. Для развития цветового зрения – 4 набора разных цветных табличек – от простых пар до сложных цветовых растяжек. Для развития стереогностического чувства – геометрические тела, для совершенствования тактильных ощущений есть доски для ощупывания, парные шершавые таблички, ткани, тепловые таблички. Слух совершенствуется в работе со звуковыми цилиндрами и колокольчиками, а еще есть цилиндры силовые и весовые, баночки вкусовые и с запахами. Особая группа – продвинутые материалы, в них ребенку нужно разбираться сразу с несколькими признаками – меняться будут и цвет, и форма , и размер. Поэтому всегда сначала сортировка по одному параметру, а потом уже построение. Это 6 коробок с конструктивными треугольниками, цветные цилиндры, биноминальный и триноминальный кубы, накладные геометрические фигуры трех цветов.
Кроме выполнения прямой задачи сенсорные материалы несут в себе и очень значительный потенциал для развития логического мышления, сенсорной, моторной и ассоциативной памяти ребенка. Именно в работе с сенсорными материалами всерьез начинают формироваться основные алгоритмы познавательной деятельности – подбор пары, построение ряда, игры на запоминание, решение задач с несколькими параметрами. Большое количество новых слов и абстрактных понятий становится доступным ребенку, поработавшему с сенсорными материалами (признаки размеров – большой-маленький, толстый-тонкий, высокий-низкий глубокий-мелкий, тонкий-толстый, их сравнительные и превосходные степени, названия геометрических фигур и тел, цветов и ощущений) да и работа рук всё более совершенствуется. Незаметно ребенок готовит своё внимание и свой разум и к математике – не случайно ему приходится часто удерживать в поле зрения 10 различных объектов (10 цилиндров в блоке, 10 кубов в башне, 10 призм в лестнице, 10 красных штанг, по 10 цветных цилиндров в каждой коробке). Еще один секрет зоны сенсорики – «скрытые знания». Ну разве кому-то сразу приходит в голову, что 10 кубов розовой башни – это сумма кубов чисел от 1 до 10 и равна она сумме всех результатов таблицы умножения чисел от 1 до 10, что на основе Бинома и Тринома мы уже в начальной школе сможем выводить формулы для квадратов и кубов суммы любого количества чисел, работа с конструктивными треугольниками уже заложила понимание почти всей плоскостной геометрии. А счетные штанги в математике и изучение на них состава числа уже фактически освоенный материал, если ребенок поработал с красными. Но у детей впитывающий разум и ничто не пройдет бесследно! В нужный момент сенсорные ощущения станут фундаментом для серьезного образования.
Математика по методу Монтессори для детей 3-6 лет.
Математика в методе МонтессориЭта зона в среде Монтессори–группы поистине совершенна в своей логике и красоте. Она разбита на 4 группы, у каждой – своя задача. Если в первой это счет в пределах 10, то во второй – работа в десятичной системе, в третьей – последовательный счет до 1000, в четвертой – помощь в запоминании табличных результатов сложения, вычитания, умножения и деления.
Внутри каждой группы сохраняется одна и та же логика в подаче материалов: сначала знакомство с количествами, потом с символами, потом их сопоставление, потом разные виды упражнений и в конце – тестовый материал.
Вместе с математическим Монтессори-материалом ребенок как-бы проходит в сжатом виде весь путь получения человечеством математических знаний.
И здесь в материалах есть свои секретики. Посмотрите внимательно на счетные штанги – ведь это же отрезки числовой прямой! Это не набор отдельных единиц, а сразу целые величины, которые можно сравнивать.
И цифры шершавые – важно не только видеть, но и сразу запоминать способ написания. А палочки-веретена (квадратные в сечении, чтобы не укатились), если начать раскладывать их в ячейки с 9, подарят незабываемое переживание приближения к 0. Почти все дети после отсчитанных 5-ти веретен говорят: «Боюсь, что не хватит!». И какая же радость, что если не хватило, то всё правильно, 0 – это ничего, нисколько!
Используя методику Монтессори, открытие, что есть числа четные и нечетные они сделают сами.
А если человек умеет считать до 10, то какая ему разница что считать – вполне можно пересчитывать золотые бусины-единицы, стержни из 10 бусин – десятки, квадраты из 10 десятков – сотни, кубы из 10 сотен – тысячи. Намного позже придет осознание, что ты всё знаешь про геометрическое выражение степени числа – a0 это точка, а1 всегда отрезок, а2 это квадрат, а3 – куб. Уже в начальной школе мы сможем на основе этого опыта построить системы счисления для любых чисел-оснований. А пока будем знакомиться с записью чисел, где единицы – зеленые, десятки – синие, сотни красные, единицы тысяч снова зеленые и т.д. Постепенно придем к построению многозначного числа и начнем их складывать – надо очень красиво выложить на коврике одно число, а точно под ним – другое. Чтобы тысячи оказались под тысячами, сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами. Остается только складывать их в столбик, начиная с единиц, и тут же записывать результат при помощи карт!
С Банком Золотого материала дети осваивают и вычитание, и умножение, и деление – даже многозначного числа на многозначное, с разменами разрядов и с остатком. Не пугайтесь, их никто не заставляет это делать – мы просто их не останавливаем! Им хочется делать это всё быстрее, (да и сензитивный период движения уже заканчивается), и дети переходят к счету на марках, записывают примеры на бумаге и даже не догадываются, что превышают ФГОС. Правда, числа до сих пор звучат как «Три тысячи, пять сотен, семь десятков, четыре единицы». Но есть ведь материалы третьей группы – цветные и золотые бусины на стержнях, Доски Сегена, Цепочки для последовательного счета, доска-сотня с контрольной картой. В результате все числительные зазвучат правильно, и место каждого числа в сотне будет установлено раз и навсегда. И останется только в четвертой группе математики играть в математические игры – они так и называются: игра в змею на сложение, игра в змею на вычитание, игры с полосками… Ответы получаются вроде-бы сами собой. Остается только проверять по контрольным картам и записывать. Так незаметно всё и запомнится.
Русский язык в Монтессори-группе для детей 3-6 лет
Русский язык по методике МонтессориПоскольку язык для человека это и средство коммуникации и отражение его мышления, то сначала – расширение словарного запаса с классификацией. Языковые конструкции родного языка ребенок просто впитывает , а вот смысл многих слов, их значение в общей картине мира - для многих загадка. В методике Монтессори первая классификация очень простая – растения, животные, искусственные предметы, природные объекты. Материал – наборы муляжей, мелких предметов в коробочках и карточки для расширения словарного запаса. В каждой серии карточек примерно 15-17 комплектов с обобщающей карточкой+ 5-7 карточек с изображением конкретных предметов. Все карточки имеют контрольную цветовую рамку. Растения – зеленую, животные – красную, то, что создано человеком – в желтой рамке, что создано природой – в синей. Знакомство с новыми понятиями происходит через трехступенчатый урок. Дальше – игры на запоминание, сортировки, поиск пропущенного, поиск лишнего, поиск частей целого, описание движения и отдельных признаков.
Следующая задачка – построение истории. Материалом могут фотографии ребенка и его семьи или наборы карточек с развитием сюжета.
А потом мы начинаем приближаться к письму. Для этого должен сформироваться фонематический слух – умение выделять звук в слове.
Материал - коробочки (комодики) с наборами мелких предметов. Предметы собраны по принципу общего звука в начале слова, в конце, в середине. Сначала задача – услышать общий звук, потом сортировка по позиции звука.
Когда ребенок слышит звуки в слове – показываем как этот звук обозначается буквой Материал – шершавые письменные буквы ( трехступенчатый урок). После знакомства с 5- 10 буквами начинаем параллельно работать с Большим подвижным алфавитом, выкладывать простые слова, которые пишутся так, как мы их слышим.
Подготовка руки к письму происходит при работе с металлическими рамками для обводок и штриховок, выкалывании , резании и т. п.
Когда ребенок уверенно держит карандаш – начинаем переписывать слова на бумагу. Сначала слово составляется из Второго подвижного алфавита с соединениями. Если ребенок составил слово из синего алфавита с ошибкой, то педагог из красного алфавита составляет такое же слово правильно и предлагает ребенку проверить себя. Правильно составленные слова переписываются. Как правило, сначала это бывает имя ребенка – подписываем его работы, потом любые другие слова.
Для знакомства с печатными буквами у нас есть Третий подвижный алфавит и материал для сопоставления письменной и печатной буквы.
Следующий шаг – переход к чтению с пониманием. Для этого в нашем материале есть пошагово простроенные серии. Самая простая – розовая, чтение без трудностей. 1-й материал в серии – Интуитивное чтение. На стол выкладываем предметики с короткими названиями, начинаться они должны на разные буквы. Например: дом, шар, кот, рак, лук, вата, стул… Педагог медленно пишет на отдельном маленьком листочке каждое слово. Ребенок «читает» (на самом деле – сначала догадывается по первой букве) и раскладывает подписи. Потом перепутываем сначала предметы, затем подписи, а ребенок восстанавливает соответствие.
2-й материал в серии - Чтение названий предметов из окружающей среды. Сначала эти названия педагог пишет при ребенке ( слово возникает и прочитывается постепенно), а затем ребенок использует готовые подписи и раскладывает их по группе к разным предметам.
3-й материал в серии - карточки для чтения с классификацией. Ребенок продолжает расширять свой словарный запас, но теперь уже за счет собственного умения читать. Рабочие карточки с картинками без подписей раскладывают на столе. Потом ребенок читает подписи и раскладывает их под картинки. Затем берет контрольные карты, у которых подписи не отрезаны, кладет их рядом и проверяет правильность.
4-й материал в серии – списки слов без трудностей, в которых встречаются и непонятные, неожиданные для ребенка. Задача - прочитать и понять все. Непонятные слова объясняет педагог, часто демонстративно используя для этого толковый словарь.
5-й материал в серии – Чтение длинных слов с правильной постановкой ударения. Контроль ошибок с помощью прищепки – если ударение поставлено прищепкой правильно, то с обратной стороны карточки прищепка окажется на контрольной метке.
6-й материал в серии – Предложения-задания. Ребенок читает написанные на полосках «приказания» и выбирает, что из этого он сделает.
7-й материал в серии – короткие книжки с картинками, в тексте из нескольких предложений по-прежнему нет никаких трудностей. В Розовой серии все слова читаются так, как они написаны.
Дальнейшее освоение чтения предполагает работу с аналогичными сериями материалов, но в каждой из них будет какая-то одна трудность. Прочтение йотированных гласных (е ,ё, ю, я) в сочетании с согласными – зеленые серии.
Чтение слов с мягким знаком, с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЦИ, с оглушенными и непроизносимыми звуками, с окончаниями -ТСЯ, -ТЬСЯ - голубые серии .
Так пошагово мы продвигаемся к белой серии для чтения, в которой встречаются слова с самыми различными трудностями для прочтения одновременно. Завершается Белая серия чтением книжек-определений. Это материал, позволяющий ребенку освоить работу с научным текстом – выделять ключевые слова, запоминать информацию. В итоге они сами пишут короткие доклады, используя различную справочную литературу.
Главным результатом освоения языка по методу Монтессори мы считаем чтение с пониманием и любовь к этому процессу.
Космическое воспитание в методе МонтессориВ группах для детей 3-6 лет, работающих по методу Монтессори, сто лет назад зоны космоса не было. Но современные реалии требуют от нас помочь детям, которые с самого рождения летают по всему миру, смотрят телевизор и пользуются интернетом, разобраться с валом информации и впечатлений.
Эта часть среды Монтессори-группы совершенно особенная – она строится не от частного к общему, а наоборот, от общего – к частному. Её задача – обеспечить ребенку создание целостной картины мира, а уже потом углубляться в конкретные области естествознания. Основа зоны «КОСМОС» – ленты времени. А чтобы лучше разбираться в частностях – разделы, посвященные изучению растений, животных, человека, географии, астрономии, истории, лаборатория для знакомства со свойствами различных сред и материалов. Методика Монтессори, которая применялась для работы с материалами в зоне языка, служит основой и для изучения естествознания. В зоне космоса оказываются востребованными все знания и весь опыт ребенка, накопленный за время пребывания в группе, да и вообще всей его жизни.
Мария Монтессори рассказывала своим детям Большие Истории – про возникновение Земли, жизни, письменности и т. п. Сейчас мы делаем это в форме проектов, в которые включены и творчество, и музыка, и семьи детей.
Так мы называем самую главную деятельность детей в Монтессори-группе.
Свободная – потому, что каждый сам решает, с каким материалом сейчас работать, выбирает место, если надо – договаривается с партнером или обращается к учителю за помощью. Ребенок сам определяет продолжительность того или иного занятия, сам решает - повторять презентацию или усложнить работу. Но главное слово здесь все-таки работа.
Работа – это всегда сначала выбор, затем подготовка, потом выполнение выбранного алгоритма, контроль ошибок и, наконец, уборка. Во время свободной работы нет времени на безделье. «Можно всё, что хочешь взять, поработать и убрать». «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем», «Если коврик на пути – коврик нужно обойти». В Монтессори-группе соблюдение этих несложных правил обязательно для всех.
Выбор, который взрослые предоставляют детям, весьма велик – до 400 видов деятельности. Если группа новая, работает первый год – материал можно выставлять постепенно, ориентируясь на возможности самого старшего ребенка в группе. А вот в стабильно работающей группе, где есть «старенькие» дети любое ограничение в выборе мы считаем недопустимым, проявлением непрофессионализма педагогов и неуважения к детям. Многолетний опыт показывает нам, что уже в начале сентября у нас в группах есть дети, готовые к очень сложной работе, и мы не вправе тормозить их продвижение. Да и в работах Марии Монтессори нам не встречалось упоминание о том, что каждый год часть материала надо от детей прятать, закрывать и т.п. Поэтому подобную практику, принятую в некоторых группах, мы считаем странной и труднообъяснимой.
Непрерывная продолжительность свободной работы составляет минимум 1,5 - 2 часа. За это время малыши успевают сменить 8-10 видов деятельности, а старшим хватает времени на выполнение сложной работы, требующей высокой концентрации внимания.
Содержание курсов ассоциации Монтессори-педагогов россии
- Теория
- Упражнения в практической жизни
- Сенсорика
- Математика
- Русский язык
- Космическое воспитание
Методы работы Монтессори-педагога
Презентация в методике МонтессориПрезентация в методике Монтессори - это точный, медленный, разделенный на этапы и движения показ одному ребенку основного способа работы с Монтессори-материалом. Педагог-правша во время презентации находится справа от ребенка на его уровне. Во время презентации педагог разделяет речь и показ, чтобы не разрушать концентрацию внимания ребенка. Презентация всегда включает в себя 5 этапов:
1. Выбор. (Педагог может очень коротко и ясно познакомить ребенка с сутью предстоящей работы, чтобы сделать его выбор более осознанным.)
2. Подготовка к работе. (Иногда способ переноски и раскладки играет не менее важную роль, чем сама работа.)
3. Показ основного алгоритма. (Это должен быть самый короткий и точный путь, приводящий ребенка к успеху.)
4. Контроль ошибок. (Ребенок не должен зависеть в своей оценке собственной работы от взрослого – в каждом Монтессори-материале заложен способ самоконтроля.)
5. Уборка. (Сделать всё так, как было до тебя – непременное условие, обеспечивающее порядок в группе и уважение ко всем детям, которые захотят с этим материалом поработать.)
Трехступенчатый урок - это способ введения в активный словарь ребенка новых понятий. Это «фирменное» отличие методики Монтессори. Он длится 3-5 минут и всегда адресован одному ребенку.
На первой ступени педагог знакомит ребенка с новым понятием, стараясь задействовать всё внимание, все органы чувств ребенка, чтобы у него возникла устойчивая ассоциация между предметом (изображением) и словом.
На второй ступени слово переходит в пассивный словарь – ребенок уже понимает, о чем идет речь. Педагог называет, а ребенок по его просьбе выбирает, показывает, прячет, дает именно то, что названо.
На третьей ступени уже ребенок называет предметы, свойства или изображения.
За один трехступенчатый урок мы вводим не более 3-4 новых понятий. Больше всего трехступенчатых уроков мы проводим с материалами сенсорики ( признаки большой, маленький, больше, меньше, длинный, короткий, толстый, тонкий и т.п.; названия геометрических фигур – треугольники всех типов, круг, квадрат, ромб, трапеция, параллелограмм, разные многоугольники, эллипс, овал и т.д., названия геометрических тел, цветов, тактильных ощущений…) В математике через трехступенчатые уроки происходит знакомство с количествами и символами, а в русском языке – всё расширение словарного запаса с классификацией и шершавые буквы, в зоне космоса – названия континентов и стран, виды рельефов и космические тела, классификации растений и животных – всего не перечислить.
«Круги» в Монтессори-группе: опыт 20-летней практики
Многие считают, что в методе Монтессори нет места коллективной работе. Мы считаем, что это заблуждение. В наших группах, работающих по методу Марии Монтессори, это происходит так:
Дежурный включает музыку, и дети потихоньку заканчивают свои дела и игры. Они собираются на «линии» (она имеет форму эллипса) и сразу начинают движение под музыку. Постепенно собирается вся группа. Еще 2 минуты – и музыка затихает, дежурный выбирает способ приветствия и все по кругу здороваются друг с другом, называя каждого по имени. Для детей это очень важно – они начинают чувствовать себя единой группой, знают к кому как обратиться, слышат в свой адрес приятные слова. Затем – традиционная часть утреннего круга: календарь и погода. Дежурный задает вопросы и желающие, по его указанию, отмечают число, погоду и пишут дату. (Дата потом будет многократно переписываться детьми на свои работы, поэтому лист с сегодняшним числом всегда на определенном месте, откуда его можно взять, переписать и вернуть обратно.) Потом у нас есть еще минут 10 на интересную информацию. Её источником может быть учитель, чаще это «доклады» детей или родителей. Как правило, они посвящены этапам «Больших историй», различным темам наших проектов. Сопровождаются такие рассказы картинками, опытами, видео- или аудио- фрагментами и т.п. В конце круга – минутка тишины. Пока бежит песок в часах, мы замолкаем и мысленно выбираем будущую работу.
Так выглядит картинка круга снаружи, а что за этим кроется?
Во-первых – роль дежурного. Это бесценный социальный опыт управления разновозрастным коллективом. Дети очень этого ждут и очень волнуются. Вспоминается случай с 3-х летней Олечкой. Её мама пришла к нам с вопросом: «Мы уже неделю не спим, не едим, боимся завтра опоздать, потому что будем дежурить. К чему готовиться-то?» И 6-летний выпускник Шон в прошлом году в мае долго стоял перед графиком дежурств, потом пошел договариваться, чтобы ему уступили свое дежурство. Аргумент нас тронул до слёз сквозь смех: «Может быть у меня это последний раз в жизни такая возможность…» А раз это так важно для детей – это важно и для нас, взрослых.
Во-вторых, это опыт публичных выступлений. Не ответ у доски, когда нужно повторить сказанное учителем, а возможность поделиться со всеми своими открытиями, честно добытой информацией. Уметь точно формулировать свои мысли, отвечать на вопросы сверстников, отстаивать свою точку зрения, – этому нельзя научиться в одиночестве. Детский опыт бесценен, он фундаментален и обязательно пригодится.
В-третьих, круг дает детям шанс научиться вербальному восприятию обращенной ко всем речи. С этим у большинства современных детей серьезные проблемы.
Что еще так важно для детей в самом формате круга? По нашим наблюдениям круг для них – это ежедневный ритуал, признак стабильности и устойчивости мира, этакая кнопка «пуск» на весь день.
А круги после Свободной работы другие – это короткое подведение итогов, самоанализ, взгляд со стороны на свои сегодняшние достижения. Важность свободной работы для ребенка сильно возрастает, когда он может поделиться со всеми своими успехами. Следуя методу Монтессори, мы их не сравниваем и никого не хвалим и не ругаем за выполненную работу. Но и нам, взрослым, дети часто преподают уроки. На одном из таких кругов на вопрос: «Какая работа тебе запомнилась сегодня больше всего?» ребенок ответил: «Мне больше всего понравилось, какую башню построил Миша». Их впитывающий разум ничего не оставляет незамеченным. Дети видят, кто что делает и учатся друг у друга. Теперь это уже стало традицией – отмечать не только свою, но и чужую работу.
Конечно, в начале учебного года на кругах мы больше обсуждаем наши правила, проводим групповые упражнения с сенсорным материалом и при этом роль педагога еще очень велика. Но зато уже через 2 месяца в нашей группе взрослые вообще могут не приходить на круг – всё и так произойдет. Но мы всё равно, хотя-бы из-за угла наблюдаем – очень уж это приятное зрелище – умеющие договариваться наши самые лучшие в мире самостоятельные дети.
Ежедневно во время свободной работы педагоги в группе наблюдают за выбором каждого ребенка и фиксируют в листе наблюдений то, что вызвало максимальный интерес ребенка в этот день. Примерно раз в 2 месяца эти наблюдения обобщаются ( можно использовать специально разработанные штрих-карты) и становится понятно – какова на сегодняшний день зона актуального и зона ближайшего развития ребенка, какие возможности среды ребенок уже использовал, а что еще предстоит освоить. Это помогает педагогам, работающим по методу Монтессори, прогнозировать выбор ребенка, лучше понимать к каким презентациям ребенок уже готов. Мы всегда помним слова Марии Монтессори о том, что педагог должен обслуживать рост и развитие ребенка, а для этого нам нужно точно понимать, куда он движется.
Это слово применительно к детям многих пугает. А зря. В Монтессори-педагогике за этим кроется процесс достижения внутренней гармонии. Нередко мы видим, что поведение детей бывает раздражающим, капризным, агрессивным, хаотичным, даже истеричным. Мария Монтессори считала, что это, в первую очередь, результат недостатка деятельности, дающей занятость для рук, пищу для разума и работу для души. Как только ребенок находит для себя дело и достигает концентрации внимания - его поведение меняется на глазах. Удивительное сочетание свободы и дисциплины в группах, использующих метод Монтессори, для посторонних наблюдателей абсолютно необъяснимо. А для Монтессори-педагогов это и есть главный критерий успешности их работы. Дети, умеющие слушать себя и других, увлеченно работающие, открытые для общения, делающие самостоятельный выбор – это и есть нормальные дети. А процесс достижения этой внутренней свободы мы и называем нормализацией.