Мы уверены в том, что каждый ребёнок – это уникальная, неповторимая личность, со своим планом и способом развития и познания окружающего мира, поэтому для развития ребенка нами выбрана система Марии Монтессори, принципы которой лежат в основе работы нашего детского сада.
Организованная и продуманная взрослыми Монтессори-среда наполнена материалами, каждый из которых имеет свои цели и задачи, позволяющие развиваться ребенку в своем собственном темпе и отвечающие всем его возрастным потребностям.
Открывая наш детский Сад мы ставили перед собой следующие цели:
- Детский сад «Домра»– это место, где создана комфортная дружественная обстановка, в которой дети чувствуют себя свободно, познают мир с радостью, им хорошо и весело. В уютной теплой атмосфере процессы развития и познания окружающего мира проходят радостно, легко, непринужденно. Все это позволяет достичь отличных результатов.
- Детский сад «Домра»– это место, где родители уверены в профессионализме преподавателей, где забота и уважение – главные принципы общения с детьми.
- Детский сад «Домра» - это место, где работают люди, увлеченные своим делом, где все взрослые действуют в интересах ребенка, где царит атмосфера доверия между сотрудниками, детьми и родителями.
Что может дать пребывание в развивающей среде Монтессори?
- Внутреннюю мотивацию к развитию и обучению.
- Способность принимать решения и действовать самостоятельно.
- Умение совершать выбор, основываясь на собственных потребностях.
- Способность концентрироваться на выполняемой работе.
- Уверенность в собственных силах.
- Позитивную самооценку.
- Уважение к самому себе и другим людям.
- Коммуникативные навыки.
- Ответственность.
- Трудолюбие и усидчивость.
Режим работы детского центра:
- Завтрак с 8.30 до 9.00
- Монтессори сессия 9:30-11:30
- Перекус 11:30-12:00
- Прогулка 12:00-13:00
- Обед 13:00-13:30
- Отдых 13:30-16:00
- Полдник 16:00-16:20
- Дополнительные занятия 16:20-17:00
- Ужин 17:00-17:30
Монтессори-центр для Вашего ребенка:
- это психологически комфортная обстановка, с доброжелательными, поддерживающими, принимающими взрослыми;
- это возможность стать самостоятельным;
- это опыт социума, опыт взаимодействия с младшими и старшими;
- это возможность научиться понимать себя, свои потребности, научится делать выбор, принимать решения;
- возможность научиться ухаживать за собой и окружающим миром, развить свои органы чувств, научиться чтению, письму, счету легко без принуждения, когда сам готов к этому;
- это возможность сказать: Детство- это здорово!:)
Почему Монтессори?
Эта программа развития детей выбрана нами не случайно: методика Монтессори – одна из немногих систем воспитания, охватывающая все стороны личности ребенка. Она затрагивает и эмоциональное развитие ребенка, и речевое, и интеллектуальное. Эта система глубоко гуманна, так как опирается на физиологическое и психологическое развитие детей, учитывает их возрастные особенности, что особенно важно в дошкольном возрасте.
Развитие по методике Монтессори позволяют ребенку приобрести свой собственный опыт через действие, при мудрой поддержке взрослого. Удивительно, но при спокойной свободной работе у ребенка появляется желание познавать мир вокруг себя.
В созданном для детей пространстве, в котором размещены Монтессори-материалы, нет случайных предметов. Каждый предмет предназначен для решения определенных задач, способен чему-то научить ребенка.
Чем отличается методика Марии Монтессори от других программ развития детей?
- Методика Монтессори основывается на уважении и приятии личности ребенка, как индивидуальности со своим темпом и особенностями развития.
- В методике Монтессори взрослый играет особую роль. Он выступает как помощник и образец. Большую часть времени наблюдая за деятельностью ребенка, позволяет ему самому справляться с трудностями, самостоятельно делать открытия. Но в нужный момент взрослый может и должен заинтересовать ребёнка, показать что-нибудь новое, определить ближайшую зону его развития.
- Пребывание в развивающем пространстве, организованном по принципам Монтессори предполагают свободную работу с Монтессори-материалами. Это значит, что у ребенка есть возможность выбора материала, продолжительности работы с ним, места работы и партнера.
- Разновозрастные группы – вместе могут находиться дети от 2,5 до 6-7 лет. Как и в жизни, младшие дети тянуться за старшими, старшие заботятся о младших, помогают им.
- Развивающая среда – это Монтессори-класс, в которой четко, логически обоснованно расположен проверенный временем материал. Монтессори-материалы расположены по зонам, которых в группе пять: упражнения практической жизни, сенсорная зона, математическая, языковая и зона космоса. Материал расположен от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
- Никакое сообщество людей не может обходиться без правил. Они принимаются и в Монтессори-группе. Их немного, они четкие и часто принимаются совместно с детьми. Например, такие: «Мы друг другу не мешаем, если просят – помогаем»; «Взял материал, поработал, убери на место»; «Когда один человек говорит, другие слушают».
Зоны организации развивающей среды для детей:
- Упражнения в практической жизни
- Сенсорное воспитание
- Математика
- «Космос»
- Двигательное развитие
- Русский язык
Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.
Материалы для общеподготовительных упражнений: это все, что связано с переливанием, пересыпанием, вкладыванием, ношением предметов. А также открыванием, закрыванием, завинчиванием. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе: к ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.
Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире: мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами.
Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.
В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп:
Материалы для развития зрения: для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями.
- Для развития цветового зрения - коробки с цветными табличками.
- Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триномиальные кубы.
Материалы для развития осязания: Для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.
Материалы для различения температуры и теплопроводности: Тепловые баллончики и тепловые таблички.
Материал для развития барического чувства (различения веса): Весовые таблички.
Материал для развития вкуса: Вкусовые баночки.
Материал для развития обоняния: Коробочки с запахами.
Материал для развития слуха: Шумящие цилиндры, колокольчики.
Поработав с сенсорным материалом, и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые Монтессори-материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Монтессори-материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучения состава и свойств чисел первого десятка: Числовые штанги, шершавые цифры, “веретена”, цифры и чипсы.
Материал для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел: Банк золотого материала с набором карт-символов, игра с марками.
Монтессори-материал для освоения порядкового счета до ста: Доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами.
Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления: Игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.
Эта зона в Монтессори-среде посвящена "космическому" воспитанию. Она помогает ребенку создать для себя целостную картину мира.
Монтессори-материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
Этому помогает различные предметы для ношения и движений по «линии».
Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.
В зоне Русского языка малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Материал для расширения словарного запаса: Предметы и классификационные карточки с обобщением.
Материал для развития фонематического слуха: Наборы мелких предметов, звуковые игры.
Материалы для подготовки руки к письму: Металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.
Материал для знакомства с письменными буквами: Шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.
Материал для написания слов: Большой подвижный алфавит.
Материал для чтения: Серии из карточек, наименований предметов, списков слов, предложений, книжек.